Формирование оптимальной конструкционной прочности авиационных крепёжных болтов из титановых сплавов
О. М. Ивасишин, П. Е. Марковский, Ю. Я. Мешков, А. В. Шиян
Институт металлофизики им. Г.В. Курдюмова НАН Украины, бульв. Академика Вернадского, 36, 03142 Киев, Украина
Получена: 26.07.2017. Скачать: PDF
Разработана методология формирования оптимальной конструкционной прочности $\tau_{ср.}$ авиационных крепёжных болтов из титановых сплавов с целью сбалансированности сочетания свойств прочности и пластичности путём рационального подбора комплекса их базовых механических характеристик: условного предела текучести $\sigma_{0,2}$, предела прочности $\sigma_{В}$, относительного сужения в момент разрушения образца $\psi_{K}$. Установлено, что величину конструкционной прочности $\tau_{ср.}$ авиационных крепёжных болтов из титановых сплавов формируют базовые механические характеристики $\sigma_{0,2}$, $\sigma_{В}$ и $\psi_{K}$, а также показатель истинного напряжения в момент разрушения образца $S_K$ при испытаниях на одноосное растяжение. Показано, что с целью повышения величины конструкционной прочности авиационных крепёжных болтов из титановых сплавов до требуемого уровня $\tau_{ср.} \cong$ 850 МПа усилия технологов должны быть направлены на увеличение уровня параметра $\sigma_{0,2}$/$\sigma_{В}$ и снижение величины показателя деформационного упрочнения $n$ перспективных титановых сплавов. Условия формирования такого комплекса свойств позволяют не только целенаправленно формировать наилучшие значения $\tau_{ср.}$, но и давать обоснованную прогнозную оценку возможности дальнейшего повышения этого показателя.
Ключевые слова: крепёжные болты, титановые сплавы, конструкционная прочность, охрупчивание, оптимизация механических свойств.
URL: http://mfint.imp.kiev.ua/ru/abstract/v39/i09/1197.html
PACS: 46.50.+a, 62.20.fk, 62.20.mj, 62.20.mm, 81.40.Ef, 81.40.Jj, 81.40.Np